Два романа, популярность которых с точки зрения интереса для обывателя можно оценить ниже плинтуса. Это «Дом на окраине» и «Михелуп и мотоцикл» Карела Полачека. Первый же роман с начальных страниц описывает филистёрский быт, но к исходу сотни страниц он предстаёт не искажённым апелляцией к правдоподобности портретом общества, находящегося в заложниках у полицейского произвола. Так смело писать о полицейском произволе сейчас не имеет смысла, лицом к лицу – лица не увидать. Прошлое же, которое мы воспринимаем в более или менее лубочном стиле, есть метафора настоящего, и в таком виде воспринимается проще, как будто в детстве. Полачек -- образец того, как писатель «не надоедает многозначительными намёками на содержимое выеденного яйца», но при этом он насквозь ироничен. «Критика современного мещанствующего общества» во втором романе превращается у него в живой стёб по поводу потребительства и того, как некоторых ушлых любителей халявы разводят на бабло, «скупой платит дважды, а жлоб – пожизненно».
Классика, к которой несомненно относится Полачек, характеризуется тем, что показывает, как писателю нужно ставить перед собой задачи, интересные не ему одному, и успешно решать их.
Полачек – мастер короткого рассказа, автор-собиратель еврейских анекдотов, но в двух романах, сюжет которых можно рассказать в двух словах, он не торопится. И через какое-то время становится понятно, что рассказывать в двух словах о потребительстве в обществе, погрязшем в кредитах – это «оскорблять душевной теплотой», называть человека в глаза слабаком. Форма должна соответствовать содержанию, поэтому лёгкого чтива ждать не стоит.
Когда же роман распогодится, мы можем в нём узнать гоголевскую Шинель...(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий