Роман, который завоевал большую популярность на родине мастера психологического романа Генри Джеймса, предшественника Марселя Пруста и Гертруды Стайн, не завоевал её у нас. Может, этому виной мрачная серая обложка со скорбным эбеновым профилем, может, похоронное вступление, в котором автор-повествователь прощается с умершей матерью. Как знать? -- при этом я нисколько не сомневаюсь, что избранная читательская аудитория, для которой предназначен роман, не смешивает психологическое и эстетическое переживание от чтения глубокой книги и ребяческое удовольствие от кричащей обложки.
Трудно сказать, насколько феномен Федры, описанный в романе в эпоху мобильных телефонов, близок российским читателям. В Венгрии, общество которой до сих пор не забывает благодеяния Марии Терезии, комплекс сына играет очень немаловажное значение.
"Спокойствие" описывает сложные переживания сына Федры в современном мире. Федры, которая готова уничтожить будущую сноху только по ей одной понятным критериям легкомысленности, а вместе с ней -- и сына, без которого она не способна вести сколько-нибудь сносное существование, потому что он ходит для неё даже за продуктами.
Язык, который потерян русской прозой потому,что она не интегрируется в мировую литературу, не заявляет о себе как наследнице тургеневского или достоевского романа, а занята поисками, работой над новым языком
Комментариев нет:
Отправить комментарий