Есть интересная сторона венгерской культуры, которую не могли перевести на другие языки, это оперетта. Любая советская постановка вызывает только неприязнь к жанру в целом.
Но вот оперетта, которая при всей примитивности сюжета рассказывает об обычных, с точки зрения венгров, вещах: мечта Золушки о высшем свете, венгры кругом, в том числе и за границей, что в общем, об одном и том же. Венгров в этой оперетте зовут именами какой угодно страны, кроме Венгрии, или, скорее так, как, по мнению венгра, должны звучать иностранные имена: Чарли, Майя, Руди, Мадлен, Барбара, Дикси.
Сюжет в двух словах выглядит следующим образом: вояка и певица гоняются друг за другом, чтобы открыть в Париже клуб
Майя. Либретто
Акт 1
Картина первая: Элегантная холостяцкая квартира Дикси. Чарли уже красочно жалуется , что освободить Париж невозможно, несмотря на то, что уже полтора года продолжается это путешествие, которо позволено ради богатого папы. И всему причиной Мадлен, в которую он смертельно влюблён. Входит ученик и протягивает Дикси телеграмму, в которой мать Чарли отчаянно умоляет, чтобы он отправил её сына домой. Несмотря на это, Дикси неспособен, вдобавок Чарли снова просит в долг. Дикси обращает внимание на то, что Мадлен не заслуживает любви, потому что она неверна, к тому же у него с ней были отношения. Они начинают драться, Чарли выхватывает пистолет и стреляет в друга а затем убегает.
Картина вторая: На стоянке французского Иностранного Легиона, в Танжере, в любимом месте развлечения легионеров, бар Бербер набит пьяными солдатами и дамами сомнительного поведения. Входит Барбара, жена владельца, над которой начинают издеваться, но ужасный громила сержант Горилла останавливает их, а затем просит Барбару спеть ("Мяу-Мяу"). К концу песни о влюблённой даме-кошке появляется прибывший из Пешта Руди, наделённый хорошим чувством юмора, сожитель Барбары. Публика становится всё более нетерпеливой, все хотят услышать Майю. Чтобы водворить порядок, Горилла напоминает им о девизе легионеров: жизнь или смерть. Вместе они исполняют зачин ("Тра-Ла-Ла-Ла! Хоть ждёт нас смерть, жизнь моя"). Наконец появляется Майя, с кроваво-красным ртом, разодетая в разноцветные тряпки diseuse {рассказчица?}, у которой "отовсюду вспыхивающее тело пантеры" ("О, я хотела бы однажды счастливой стать"). Горилла требует от Майи поцелуй, конечно напрасно, и сержант наконец набрасывается на девушку. Тут появляется Чарли, который отбрасывает Гориллу на землю. Майя нервно благодарит его, осознавая, что Чарли ждёт наказание за то, что поднял руку на вышестоящего. Руди, спасая ситуацию, подводит под грязные дела Гориллы таинственные намерения, приглашает общество в аптеку Али бен Гюльбабы, где взвешивают наилучшую серную кислоту (витриол). Чарли и Майя остаются вдвоём, и Чарли открывается, что он на самом деле покаялся, потому что он убил лучшего друга. Майя просит мужчину не обманываться видимостью, ведь он только по необходимости пришёл в это заведение, но Чарли оскорблён, поскольку пол его мнению Майя своего рода "невеста для всех" ("Слово, что любишь").
Приезжает Руди, чтобы напомнить Чарли: Горилла не верен их союзу, и из-за Чарли он пойдёт с патрулём. Майя скрывает мужа в раздевалке. Руди шантажирует злого от бессонницы Гориллу: он знает, что тот продал триста пистолетов бедуинам с оружейного склада. Застигнутый врасплох Горилла предлагает деньги в обмен на молчание, но когда он видит, что что этим не достигнет цели, отзывает охрану в казармы. Мечтающего о Будапеште Руди утешает Барбара, что когда-нибудь потом они попутешествуют вместе, сядут на поезд на константинопольском вокзале ("Вот поезд-люкс").
Меримо, знаменитый импрессарио, предлагает Майе контракт, но девушка отвергает его. Её интересует исключительно Чарли, который снова основательно смотрит на донышко стакана, Майя напрасно пытается заговорить о нём. Но Чарли не обращает на неё внимания, он вслед за Мадлен, в Париж. Сердце влюблённой Майи сжалилось над ним, и она предложила ему тяжело накопленные деньги и обещает ему, что поможет ему сбежать в в Париж ("Финал первого акта").
Узнали, что из-за Чарли на этот раз капитан идёт в патруль, легионер через секретную дверь бежит на отходящий голландский пароход. Чтобы выиграть время, Майя начинает соблазнительно петь капитану. Когда песня подходит к концу, Чарли уже плывёт на пароходе в Париж...
Когда Меримо понимает, что для Майи означает Париж, он предлагает ей контракт во французской столице, куда держит дорогу освобождающийся из легиона Руди и, возможно, Барбара. Они создают трио с Майей, и артистами отправляются по всему свету.
Акт 2.
Картина первая: В Париже, в Центральном полицейском участке Чарли сдаётся, потому что его мучает совесть. Он признаётся, что он беглый легионер, но выясняется, что по персональному запросу английского министра обороны он получил полную амнистию. Чарли признаётся и в убийстве, но выясняется, что полицейский офицер хороший друг Дикси, и это вообще не беда, потому что той роковой ночью он потерял сознание от страха. Чарли звонит Дикси, и, когда он узнаёт, что Мадлен живёт в отеле Риц, он сразу спешит туда и зовёт с собой друга.
Картина вторая: Руди попадает в Риц вместе с таскающими багаж мальчиками. Администратор гостиницы сопровождает, о котором выясняется, что он естественно венгр -- потому что для Руди каждый вокруг венгр: "Бисмарка звали Буксбаумом, Наполеона Нейгером, а Ганди Зальцером..."
Картина третья: Два соседних номера гостиницы, разделённые общей стеной так, что зрителям видно обе: апартаменты Майи и Мадлен. Майя и Барбара возбуждённо готовятся к дебюту в театре на Елисейских Полях. По мнению Майи, изменилось только то, что "раньше матросы жили у самых известных кокоток, а теперь весь мир" ("Хорошо, если хорошая мелодия звучит"). Майя остаётся одна и садиться за фортепьяно. Нечаянно она слышит, как в соседнем номере зазвонил телефон, и слышит, как Дикси сообщает Мадлен, что приехал Чарли Кэттман. Они здорово напуганы,, потому что не желают, чтобы Чарли узнал, что у них есть связь. Они договариваются скрыть от Чарли правду. Когда приезжает Чарли, Майя в соседнем номере вызывает Барбару и Руди, чтобы и они своими ушами услышали встречу. Мадлен обманывает -- подслушивающих на большое возмущение -- и выясняется, что вечером их увидит в театре.
Картина четвёртая: В фойе театра на Елисейских Полях режиссёр хвалит перед импресарио музыкального клоуна, Бамбо. Они взволнованно ждут представления трио Майи.
Картина пятая: В одной из лож Театра на Елисейских Полях Мадлен и прочие занимают места, а в другой директор и импресарио. На сцене идёт шуточный номер Бамбо, затем публике предстаёт Майя ("Моя девочка гавайская куколка.").
Картина шестая: Чарли неприятно поражён, когда узнаёт в выступающей красавице свою спасительницу, но он не совсем уверен, поэтому хочет пригласить трио Майи на званый вечер. Мадлен и Руди надеются, что Чарли влюблён в примадонну...
Картина седьмая: В гримёрной Майя говорит о том, что Чарли был у неё на глазах, и, если ещё хоть раз он попадет ей в руки, она отомстит за то, что он говорил Мадлен о ней. Руди и компания идут ужинать, но Майя остаётся. Одевальщица докладывает о госте: это Чарли, и он зовёт девушку с её партнерами на вечер. Майя холодна и отвергает его, чтобы преподать ему урок. Немного позднее Бамбо приносит ей визит почтения в гримёрной. Выясняется, что он уже давно вошёл туда, где сейчас Майя. С неожиданной идеей он ведёт Майю, которую подбадривает в светской жизни соседство этого успешного и верного/настойчивого клоуна, она просит Бамбо кое о чём...
Картина восьмая: в особняке Чарли вдвоём находятся Дикси и Мадлен. Дикси ревнует, потому что знает, что Чарли заставит продать каждый цветок в Париже Мадлен. Но и Дикси заваливает любимую подарками, у которой в году по двенадцать дней рождения... ("Голубка-кап-кап-кап"). Заявляется Майя, которая ведет себя так, будто знать не желает Чарли, и говорит, что никогда не была в Танжере. Чарли пытается приблизиться к ней ("Любимая"). Между тем Руди и Барбара настолько хорошо чувствуют себя в светском кругу, что представляют самый модный танец сезона, румба ("Румба, я так люблю тебя, румба будто чай"). Майя выдаёт известный номер, и под искромётным вечерним платьем у неё обязательное цветное платье в лохмотьях, которое она носила в африканском кафешантане. Чарли наконец понимает, что собой представляет эта девушка. Майя при всём при том неумолима: она требует деньги назад. Когда Чарли отдаёт ей чек, девушка одним движением рвёт его и бросает ему в лицо, что жаль было дожидаться Мадлен, и затем удаляется. Чарли остаётся один, и перед его глазами пролетает образ Сахары, как они маршировали по пустыне по одному слову Гориллы. Затем он слышит голос Майи, которая возвращается в это время. Чарли с надеждой смотрит на неё, но, оказывается, Майя пришла только за провожатым, Бамбо.
Акт 3.
Элегантные гости в баре Бербер, их обслуживают прилично одетые официанты и пикколо. Руди приветствует прибывающих гостей, не совсем вежливо, но оказывается, именно поэтому публика течёт сюда рекой. Это успех с радостью наблюдает и влюблённая Барбара. Оказывается, это была идея Майи, сделать в Париже ночной клуб в стиле Сахары. Вскоре появляется и Чарли, и удивлённо обнаруживает, что ему не несут напитки. Мадлен и Дикси перестают скрываться и пробуют уговорить его начать новую жизнь. Затем появляется и Бамбо, о котором Чарли думает, что он близок с Майей. Пару минут перед закрытием появляется номер Майи ("Я не вынесу этого, прошу тебя...")
Чарли прерывает номер, потому что он не может вынести безразличие Майи. Когда она протягивает руки к предполагаемому возлюбленному, Бамбо, клоун выдаёт себя, и выясняется, что это была комедия/розыгрыш. Чарли счастливо целует Майю. Руди и Барбара довольные подсчитывают выручку за день, и только старый клоун удаляется один, как обычно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий